Николай II — последний российский император, правивший государством с 1894 по 1917 год. Сын консерватора Александра III, он старался остаться верным принципам своего отца в вопросах сохранения незыблемости самодержавия, управления страной и реформ, но ему не хватило решительности, жесткости и силы воли.
Начало: всеобщая перепись, реформы в области экономики и образования
Николай Александрович вступил на престол в очень непростое время. Геополитическая обстановка была сложной: страны боролись за сферы влияния и колонии, находились в постоянном поиске новых союзников.
В первые месяцы своего правления молодой император разбирался именно в этих вопросах. Он провел ряд кадровых перестановок: убрал И. В. Гурко с поста генерал-губернатора Царства Польского, а на должность министра иностранных дел назначил А. Б. Лобанова-Ростовского.
Первая речь молодого императора, посвященная внутренним делам государства, была произнесена перед Земским собранием 17 января 1895 года. Общественность оценила ее крайне негативно.
И нахмурив очи строгие,
Чтоб скорее зло пресечь,
Корифеям демагогии
Царь сказал такую речь:
— За благие пожелания
Я вас всех благодарю.
Но бессмысленны мечтания
Власть урезать мне, царю!
Далеко зерну до колоса,
Не пришла еще пора.
Дам пока вам право голоса
Лишь для возгласа «Ура!».
Народный ответ на речь Николая II.
Историк С. С. Ольденберг считал, что речь о «бессмысленных» мечтаниях либералов — первая ошибка, допущенная императором, не понимающим общественных ожиданий и не желающим проводить социальные и политические реформы.
Консерваторы и монархисты, такие как К. П. Победоносцев, наоборот, с одобрением отнеслись к речи императора, но предупредил его, что среди молодежи и земства много недовольных, а это недовольство вполне может вылиться в протестное движение или революцию.
Первая всеобщая перепись населения
С середины XIX века периодически поднимался вопрос о всеобщей переписи, а после неурожаев начала 1890-х стало просто необходимо иметь точные цифры о численности населения империи.
5 июня 1895 года император Николай II утвердил «Положение о всеобщей переписи населения Российской империи». В тот же день оно было ратифицировано Государственным Советом, который постановил, что:
- переписи должно подлежать все население империи (в том числе иностранцы);
- главная цель переписи — выяснение точной численности населения империи, его состава и распределения по губерниям.
Первая всероссийская перепись населения показала следующие результаты.
Категория | Результат |
Общая численность населения | 125 600 000 человек (женщин на два процента больше, чем мужчин) с учетом Польши, Финляндии, Кавказа, Сахалина |
Численность населения в городах | 16 000 000 человек (самый крупный город — – Санкт-Петербург, где проживало 1 264 900 человек) |
Плотность населения | 7 человек на квадратную версту |
В центральных областях | 94,2 миллиона человек |
Средний возраст | 21 год |
В браке | 39,5 процента населения империи |
Неграмотные | 78,9 процента населения империи |
Отдельно подсчет проводился по сословному, языковому и религиозному признакам. Полученные сведения показали, что в Российской империи преобладали:
Крестьяне
Индоевропейцы (русские, украинцы, белорусы, поляки)
Православные
Перепись населения стала важным мероприятием, позволившим определить главные направления по модернизации общества.
Экономические реформы
В первое десятилетие царствования по всем экономическим вопросам Николай II советовался с С. Ю. Витте. В 1895 году именно Сергей Юльевич предложил ввести винную монополию. Это мероприятие способствовало стабильному пополнению государственного бюджета.
В 1897 году Витте занялся денежной реформой. Он ввел так называемое золотое обеспечение рубля, сделав его конвертируемой валютой, что в свою очередь увеличило приток капитала из-за границы.
Витте, занимая важные государственные посты, ратовал за:
- развитие промышленного производства;
- усиление торгового класса;
- протекционизм в вопросах внешней и внутренней торговли;
- пересмотр таможенных тарифов и налогов;
- увеличение емкости внутреннего рынка;
- расширение сети железных дорог (с 1892 года он занимался строительством Транссиба, с 1896 года — КВЖД).
У Сергея Юльевича было своеобразное отношение к дворянству как к классу. Он считал, что в условиях перехода к капитализму дворяне должны отказаться от части своих привилегий, оборжуазиться, начать работать в промышленности и торговле.
Реформа образования
Всеобщая перепись показала, что одной из основных проблем Российской империи является тотальная безграмотность населения.
В 1906 году Министерство народного просвещения, которым руководил П. Н. Игнатьев, разработало проект реформы постепенного введения всеобщего начального образования без учета сословной и национальной принадлежности.
В основу реформы было положено повсеместное открытие начальных школ на средства, выделяемые государством. Реализация реформы началась в 1908 году, а к 1914 году бюджет Министерства просвещения составил 143 миллиона рублей (для примера, в 1906 году он составлял 33 миллиона).
В 1916 году на территории империи было открыто, оснащено и работало более 140 тысяч начальных школ. По этому показателю Россия начала XX века обогнала все страны, включая США, Великобританию и Францию.
Начальных школ в 1896 году было 78 тысяч, а в 1914 году уже 119,4 тысячи. Количество гимназий, то есть средних учебных заведений, в 1892 году было 239, а в 1914 году — 2300. Количество учеников в 1896 году было 3,8 млн, в 1914 году — 9,7 млн.
Данные из “Справочника патриота”.
Частью реформ П. Н. Игнатьев стало постепенное внедрение:
- непрерывного образования: от начального к высшему (в европейских странах к подобной идее пришли только во второй половине XX века);
- женского высшего образования (Российская империя к 1917 году достигла равенства в численности учащихся мужского и женского полов в средних учебных заведениях, но мест в вузах для женщин не хватало, поэтому многие уезжали получать высшее образование за границу, в те страны, где это было разрешено).
Николай II считал, что Российская империя не нуждается в увеличении числа высших учебных заведений. По его мнению, жизненной необходимостью были новые средние технические образовательные учреждения и школы с сельскохозяйственным уклоном.
Игнатьев был не согласен с монархом, считая, что в будущем такой подход к образованию может привести к нехватке педагогического персонала.
1905 – 1914 годы: рабочий вопрос, политические и аграрные реформы
Доступность образования и промышленное развитие обострили рабочий вопрос, решение которого было отложено из-за начавшейся в 1904 году русско-японской войны.
Попытки разработать нормы рабочего законодательства предпринимались в 90-х годах XIX века при участии Витте. В частности, был издан «Закон об ограничении рабочего времени на предприятиях».
Своеобразной попыткой успокоить рабочий класс стала «зубатовщина»: в городах создавались легальные рабочие организации, которые пытались решать проблемы при прямом посредничестве властей.
Политические реформы
Результатом невнимания к рабочему вопросу стали события 9 января 1905 года — Кровавое воскресенье. Расстрел рабочей демонстрации можно считать поворотным моментом в русской истории, который привел к Первой русской революции.
П. Б. Струве, журналист и общественный деятель, анализируя Кровавое воскресенье, написал:
Начавшийся после 9 января террор (например, убийство великого князя Сергея Александровича) заставило власть пойти на уступки:
- 17 апреля 1905 года — издание указа о веротерпимости (отменил ограничения для старообрядцев);
- 27 августа 1905 года — введение временного закона об автономии университетов.
Но оппозиция, лидеры революционного движения и либералы лишь воспользовались расширением свобод для усиления атаки на власть.
В результате 6 августа 1905 года Николай II был вынужден подписать Манифест о создании Государственной думы, а 17 октября ратифицировать Манифест о даровании гражданских свобод населению и «обеспечении выборным от народа… возможности участвовать в разработке законов и …контролировать действия власти».
После того как 23 апреля 1906 года были утверждены Основные государственные законы Российской империи, закрепившие статус Государственной думы, русское абсолютное самодержавие фактически перестало существовать.
Правда, Николаю II хотелось, чтобы новый орган с законосовещательными полномочиями назывался Государевой думой. Слова Государственная и Государева однокоренные, но их смысл, конечно, принципиально иной. Предложение императора не нашло поддержки на Особом совещании.
Историк Юрий Родионов.
Николай Александрович также провел амнистию для политических заключенных (кроме террористов), полностью отменил цензуру, разрешил создание политических партий, сократил рабочий день до 10 часов.
Отношения Николая II с Государственной думой никогда не были мирными. I Государственная дума была распущена, а депутаты, пытавшиеся решить аграрный вопрос путем полного уничтожения помещичьего землевладения, обвинены в «разжигании смуты».
Работа II Государственной думы закончилась «третьеиюньским переворотом»: введением нового избирательного закона, который противоречил Манифесту 17 октября. Работа III Государственной думы закончилась политическим кризисом.
Во время работы IV Госдумы Николая II фактически заставили вступить в войну, а в 1917 году монархия как форма правления перестала существовать.
Аграрная реформа и работа П. А. Столыпина
В 1906 году председатель Совета Министров и одновременно министр внутренних дел П. А. Столыпин инициировал начало аграрной реформы. Суть ее сводилась к постепенной ликвидации крестьянской общины при сохранении помещичьего землевладения.
Основной идеей было создание слоя зажиточного крестьянства, которое, как политик надеялся, станет опорой государственной власти и поможет избежать новых революционных взрывов.
Указом от 9 ноября 1906 года крестьянам разрешалось:
- свободно выходить из общины;
- получать хутора и отрубы (отдельно стоящий крестьянский двор или соединенные земельные участки без домовладения) с правом последующего их выкупа в частную собственность;
- брать займы в Крестьянском поземельном банке;
- переселяться в Сибирь и Казахстан, получая там земельные участки на льготных условиях.
Столыпин добился сначала частичной, а потом полной отмены выкупных платежей (с 1 января 1907 года).
Многие историки считали аграрную реформу незавершенной, но статистика говорит об обратном — об оживлении сельскохозяйственной жизни: к 1916 году 1,5 миллиона крестьянских хозяйств вышли из общины, арендовали или выкупили в частную собственность земли.
Крестьянский поземельный банк выдал кредитов на 1 миллиард рублей. 3 миллиона семей переселились в Сибирь и Казахстан (вернулось лишь 16% переселенцев).
Довести реформу до конца Петр Аркадьевич не смог, поскольку в 1911 году был убит анархистами, а дальнейшее ее развитие остановила начавшаяся Первая мировая война.
Кроме аграрной реформы П. А. Столыпин инициировал:
- постройку Амурской железной дороги;
- изменение системы земского управления в ряде губерний;
- рассмотрение еврейского вопроса (отмена «черты оседлости»);
- ограничение автономии Финляндии.
Либералы обвиняют П. А. Столыпина в разработке и принятии «Закона о военно-полевых судах» (преступники, виновные в террористических актах, подлежали немедленному суду; приговор выносился в течение двух суток и приводился в исполнение на протяжении двадцати четырех часов).
Но в условиях нарастающего террора эта мера, вероятно, была действительно необходимой. В итоге к 1911 году масштабный революционный террор был подавлен, проявлялся он лишь в единичных актах.
Военные реформы
После поражения России в русско-японской войне остро встал вопрос о модернизации армии. За 1906 – 1912 годы были проведены следующие мероприятия:
- изменена (дважды) система военного управления, создано Главное управление Генерального штаба;
- увеличено число военных корпусов;
- созданы полевые части запаса для быстрой мобилизации населения в случае войны;
- сокращен срок действительной службы;
- изменена система питания и довольствия солдат;
- омоложен офицерский состав;
- улучшено материальное положение военнослужащих;
- изменена система получения военного образования;
- создан новый род войск — Императорский военно-воздушный флот.
Конец: война и политический кризис
С началом Первой мировой войны император стал принимать деятельное участие во всех тыловых и фронтовых делах: неоднократно посещал Ставку, передовые линии, решал вопросы коммуникаций и поставок, а в 1915 году сменил на посту Верховного главнокомандующего своего дядю Николая Николаевича.
Именно это его решение вызвало неодобрение министров и депутатов Государственной думы, которые считали императора неспособным управлять армией. К тому же их возмущал факт передачи власти в Санкт-Петербурге в руки императрицы Александры Федоровны, крайне непопулярной в либеральной среде.
Россия переживала и более тяжёлые времена, но никогда не было времени, когда бы всё возможное было бы сделано для усложнения уже невозможной ситуации… Мы сидим на бочке с порохом. Нужна единственная искра, чтобы всё взлетело в воздух… Принятие императором командования армией — это не искра, а целая свеча, брошенная в пушечный арсенал.
Главноуправляющий землеустройством и земледелием А. Кривошеин.
С 1915 года, по мнению историка А. Б. Зубова, либеральной оппозицией стал подготавливаться план госпереворота. Ее представители хотели добиться отречения императора в пользу сына, а в роли регента видели великого князя Михаила Александровича.
Дальнейшие поражения на фронтах, «министерская чехарда» и нежелание императрицы идти на уступки либералам в вопросе смены государственного устройства привели в феврале 1917 года к революции.
Некоторые исследователи считают, что экономика, система финансов и система образования Российской империи находились в кризисе со времен царствования Александра III.
Но французский экономист Э. Тери в 1914 году, проведя анализ ситуации в империи, пришел к выводу, что «к середине настоящего столетия Россия будет доминировать в Европе как в политическом, так в экономическом и финансовом отношении».
В правление Николая II действительно наблюдался непрерывный и стабильный экономический рост, хотя экономический кризис 1900 – 1903 гг. затронул и Россию. Но к 1913 году темпы роста сельскохозяйственного производства уже составляли в среднем 2%, а темпы роста промышленного производства — 4,5 – 5% в год.
Увеличилась добыча угля и нефти, темпы строительства железных дорог были беспрецедентными. По уровню образованности населения Россия вышла в мировые лидеры. Процессы модернизации и обновления общества не остановила даже Первая мировая война.
Таким образом, обвинения в адрес Николая Александровича в разрушении экономики и социальной системы страны беспочвенны. Лишь его нежелание менять государственный строй привело империю к катастрофе.