В Российской империи аграрный вопрос всегда стоял остро, а после отмены крепостного права в 1861 году он потребовал новых подходов к решению. Для устранения аграрных проблем необходимо было модернизировать сельскохозяйственную систему империи, вписать ее в рамки развивающегося капитализма и избежать при этом обострения сословных противоречий.
В то же время руководители государства должны были постараться решить проблемы крестьянского обнищания и сохранения помещичьего землевладения.
Причины обострения аграрного вопроса
Проблема обнищания крестьян возникла практически сразу после реформы 1861 года, а в последующие десятилетия она лишь усугублялась из-за роста населения Российской империи. При этом темпы роста городского населения уступали темпам роста сельского.
С 1861 по 1913 год численность населения увеличилась почти в 2,5 раза. На этом фоне резко падала обеспеченность крестьян землей: средний размер надела на «мужскую душу» составлял 2,6 десятины в европейской части империи и 1,7 десятины на юге.
Мельчали и крестьянские дворы, количество которых увеличилось с 8,5 млн в 1877 году до 12 млн в 1905 году. Внутри крестьянской общины наблюдалось неравномерное обеспечение крестьян землей. Мелкие крестьянские хозяйства, выбравшие в 1861 году минимальный бесплатный надел, не могли конкурировать с крупными.
Попытки решить проблему измельчания крестьянских наделов переселениями в Сибирь, наделением крестьян государственной землей, разрешением покупать помещичьи земли, выставленные на продажу, были безуспешными.
Борьба с так называемыми семейными разделами также не давала результатов, а система пределов внутри крестьянской общины была изначально несправедлива к семьям, оставшимся без взрослых мужчин-работников, и часто усугубляла путаницу чересполосицы.
Проблема сохранения помещичьего землевладения также была неразрывно связана с реформой 1861 года. Крестьяне не принимали сложившейся правовой структуры земельной собственности, ведь они лишились не только так называемых отрезков, но и лесов, покосных лугов, пастбищ.
Между крестьянами и помещиками постоянно вспыхивали конфликты из-за завышенной арендной платы и права собственности на тот или иной участок земли.
Помещики были против введения системного переселения крестьян в Сибирь, боясь оттока дешевой рабочей силы, создания конкурентных хозяйств за Уралом и возникновения «мужской республики», которая в будущем могла проявить тенденции к сепаратизму.
Важно отметить, что ситуация не везде была одинакова. В Центральной России крестьяне жили намного хуже, чем в Царстве Польском, в Западном крае или на юге, где даже мелкие хозяйства были более эффективными и устойчивыми.
По оценкам аналитиков, сельское хозяйство во второй половине XIX века развивалось вполне успешно, наблюдался устойчивый рост не только урожайности, но и доходов крестьянских хозяйств.
Но разрыв в уровне жизни города и села был очень велик, и это бросалось в глаза либерально настроенной общественности, которая воспринимала крестьянина как человека, вечно терпящего нужду. Именно поэтому и лоббировалась идея национализации помещичьей земли и ее раздела между крестьянскими хозяйствами.
Попытки решения аграрного вопроса до П. А. Столыпина
Николай II, понимая, что Россия была и остается аграрной страной, считал, что решить аграрный вопрос в любом случае необходимо.
Деятельность С. Ю. Витте и В. К. Плеве
В 1902 году по приказу царя С. Ю. Витте создал «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», а также Редакционную комиссию по пересмотру законодательства о крестьянах, а В. К. Плеве занялся разработкой законопроекта о крестьянском правовом статусе и системе землевладения.
В течение нескольких лет шла работа по накоплению и систематизации статистических данных. Полученные сведения позволили по-новому взглянуть на систему землевладения и землепользования. И хотя дальше обсуждений дело не пошло, наработки министра финансов и министра внутренних дел были использованы П. А. Столыпиным.
Растущее социальное напряжение и первая русская революция заставили государственных мужей быть более активными. 5 апреля 1905 года Витте издал указ о прощении долгов по ссудам из продовольственного капитала, которые были взяты общинами и отдельными крестьянскими домохозяйствами в период голода 1891-1892 годов.
3 ноября 1905 года был издан еще один указ, который реально изменил экономическую ситуацию в деревне: была инициирована отмена выкупных платежей с 1 января 1907 года. Государство пошло на это, понимая, что образуется дыра в государственном бюджете, которую будет трудно заполнить.
Наконец, 4 марта 1906 года были образованы Комитет и Комиссии по землеустроительной деятельности, работа которых, сначала бессистемная и запутанная, была налажена уже при П. А. Столыпине.
В 1905 году Совещание С. Ю. Витте было реорганизовано, появилась новая совещательная организация, руководителем которой стал И. Л. Горемыкин. Она просуществовала меньше года, так как в 1906 году все вопросы сельскохозяйственной промышленности были отданы на рассмотрение Государственной думе.
Деятельность Государственной думы
I Государственная дума, или «Дума народного гнева», рассматривала сразу три аграрных законопроекта: от партии «Народная свобода» (кадетов), от трудовиков (легальных эсеров) и от фракции социал-демократов.
Кадеты предлагали перераспределить часть государственных, удельных, кабинетных и монастырских земельных владений в пользу крестьян, сохранив при этом помещичье землевладение и крестьянскую общину. Трудовики и социал-демократы выступали за национализацию всей земли и передачу ее всем желающим на безвозмездной основе.
II Государственная дума рассматривала уже проект П. А. Столыпина, который начал реализовываться, но все предложения правительства были отвергнуты депутатами, что неофициально стало причиной роспуска думы и Третьеиюньского переворота.
Повод к началу реформ
После мероприятий 1905 года ситуация в сельскохозяйственном производстве несколько выровнялась, наблюдался устойчивый рост основных показателей, но из-за общей отсталости системы землепользования его темпы были очень низкими. Система землевладения изменена не была, а ситуация с малоземельем и чересполосицей не разрешалась.
Кроме того, не изменялась и система крестьянского самоуправления, при которой крестьянин не мог самовольно оставить общину даже ради обучения, а сельское общество часто решало все вопросы землепользования не в пользу малых хозяйств. Такая система не только консервировала изолированность крестьянского сословия, но и способствовала неравномерному земельному обеспечению крестьян.
Своей земельной реформой П. А. Столыпин разжег в деревне пламя гражданской войны.
Немецкий эксперт по аграрному вопросу Ульрих Ауфхаген.
Ситуация достигла критической точки после окончания русско-японской войны. Можно сказать, что аграрные волнения 1905-1906 годов стали как одним из проявлений революции 1905-1907 годов, так и итогом вялой деятельности государства в отношении решения аграрного вопроса.
Так как положение крестьян продолжало оставаться неопределенным, вопросы землевладения и землепользования решались ими самостоятельно:
- рубился помещичий лес (самовольные порубки);
- проводилась самовольная запашка помещичьей земли;
- проходила разборка помещичьих имений;
- прекращалось выполнение невыгодных крестьянам арендных договоров с помещиками.
Аграрная реформа Столыпина
В 1905 году П. А. Столыпин губернаторствовал в Саратове. Эта губерния была сильнее других охвачена крестьянскими волнениями. Вероятно, именно это стало причиной молниеносно начатой им аграрной реформы сразу после вступления в 1906 году на пост главы МВД.
Петр Аркадьевич принялся воплощать задуманное в жизнь, не дожидаясь созыва II Государственной думы, да и ее созыв не стал для него препятствием. Дума, не поддержавшая его, была распущена через 102 дня, произошел Третьеиюньский переворот, который закрыл доступ в законосовещательный орган всем левым партиям.
III Государственная дума состояла в основном из проправительственных депутатов, поэтому реформы Столыпина приобрели необратимый характер.
Цели аграрной реформы
Петр Аркадьевич ставил перед собой вполне четкие и достижимые цели:
- сохранить помещичье землевладение;
- решить проблему крестьянского малоземелья;
- снять социальное напряжение в деревне;
- создать социальный слой крестьян-собственников;
- сформировать из этого нового социального слоя опору для государственной власти;
- ускорить темпы развития и роста сельскохозяйственного производства.
…хуторизация, проводившаяся зачастую под бесцеремонным давлением властей, тормозила развитие крестьянской агрикультуры, подавляла порожденные самой жизнью пути.
Историк Петр Зырянов.
По мнению Столыпина, реформа в соответствии с поставленными целями должна была реализовываться в следующих направлениях:
- административно-правовом: развитие права неограниченной частной крестьянской собственности вместо ограниченной общинной;
- гражданско-правовом: отмена сословных ограничений для крестьян в целях повышения эффективности их хозяйственной деятельности;
- землеустроительном: помощь в межевании общинных земель между отдельными домохозяйствами и собственниками;
- экономическом: деятельность Крестьянского поземельного банка; льготные кредиты и ссуды как для отдельных домохозяйств, так и для кооперативов;
- научном: агрономическая помощь крестьянам от государства на безвозмездной или льготной основе.
В реализации этих целей и направлений реформатору виделись следующие преимущества:
- крестьянин отвлекался от желания разделить помещичьи земли;
- крестьянин-собственник больше был заинтересован в развитии своего хозяйства, чем крестьянин-общинник;
- крепкий крестьянин-хозяйственник меньше был подвержен революционным настроениям, чем нищий крестьянин-общинник.
Программа реформ была озвучена правительством 24 августа 1906 года и практически сразу начала реализовываться.
Указ от 27 августа 1906 года
27 августа 1906 года П. А. Столыпин издал указ, ставший первым в его аграрной программе: «О предназначении казенных земель к продаже для расширения крестьянского землевладения». В соответствии с этим указом:
- все казенные и удельные земли могли быть проданы крестьянам через Крестьянский банк;
- одному крестьянину-домохозяину не могло быть продано больше 3 десятин земли;
- право аренды казенных и удельных земель сохранялось.
По этому указу к 1916 году крестьянам было продано более 300 тысяч десятин казенной и удельной земли, хотя они по-прежнему предпочитали покупке аренду, которая была значительно дешевле.
Указ от 5 октября 1906 года
По указу от 5 октября 1906 года «Об отмене некоторых ограничений в правах сельских обывателей и лиц других бывших податных состояний» система самоуправления в сельской общине и над сельскими общинами модернизировалась (таблица).
Отменялось | Разрешалось |
|
|
Положения данного указа рассматривались как временные, переходные, но просуществовали без изменений до 1917 года.
…Удельная земля отдана, отдана совершенно напрасно, казенные готовятся к передаче, а за ними, быть может, монастырские и церковные. Частные землевладельцы панически бегут, сдавая земли по чем попало Крестьянскому банку… Ведь такая постановка аграрного вопроса ставит на карту всю экономическую, да и политическую будущность России.
Экономист Сергей Шарапов.
Указ от 9 ноября 1906 года
9 ноября 1906 года был издан главный указ, ставший основой аграрной реформы П. А. Столыпина, — «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования».
Он был направлен на разрушение коллективного общинного землевладения и создание класса крестьян-собственников земли (собственником становился крестьянин-домохозяин, а не крестьянская семья).
По указу:
- крестьянину-домохозяину передавалась в частную собственность земля, которой он пользовался с момента последнего общинного передела;
- крестьянин-домохозяин должен был подать заявку о желании получить землю в частную собственность сельскому сходу, который обязан был вынести решение в течение месяца (контроль за исполнением решения оставался за земскими участковыми начальниками);
- крестьянин-домохозяин мог получить чересполосный участок, отруб (земельное владение без дома) либо хутор (участок с домом, вынесенный за пределы общинной земли);
- крестьянин-домохозяин должен был заплатить выкуп общине за дополнительную, не относящуюся к наделу землю;
- за крестьянином-домохозяином закреплялось право пользоваться неразделенной общинной землей (лесами, полями, лугами);
- крестьянин получал право выхода из общины без земли, но с денежной компенсацией за нее;
- собственники чересполосных участков не могли продавать землю без согласия общины, собственники отрубов и хуторов могли совершать с землей любые сделки, не отчитываясь перед сельским сходом.
Деятельность землеустроительных комиссий
Так как ситуация с чересполосицей оказалась довольно сложной, выделение хуторов и отрубов сопровождалось рядом трудностей. Необходимо было проводить сложные землемерные работы.
Сначала общины нанимали землемеров за свой счет, потом функции по землеустройству взяло на себя государство, взыскав для этого дополнительные финансовые ресурсы и обратившись к давно образованным землеустроительным комиссиям на местах.
К 1912 году комиссии по землеустройству действовали в 463 уездах 47 губерний. Земские землеустроительные комиссии подчинялись Губернским комиссиям, а те, в свою очередь, Главному управлению по землеустроительным делам Санкт-Петербурга (ГУЗиЗ).
Структура землеустройства была усилена вновь образованными землемерными училищами и высшими курсами землемеров при Константиновском межевом институте.
Комиссии занимались:
- делением на хутора и отрубы общинных земель, особенно в тех общинах, где преобладала чересполосица;
- формированием участков из земель разного владения;
- выделением земель под выселки;
- межеванием общинных и помещичьих земель.
Максимального объема землеустроительные работы достигли к 1913 году, хотя желающим закрепить землю в собственность все равно приходилось ждать своей очереди на межевание не менее года.
Деятельность Крестьянского банка
Деятельность Крестьянского поземельного банка заметно оживилась после 1905 года. Согласно аграрной реформе и указу от 14 октября 1906 года, банк мог выдавать крестьянам льготные кредиты на покупку земли и сам скупать у них землю, выпуская ее потом в свободную продажу (к 1908 году земельный фонд банка составлял 4,5 млн десятин земли).
Кредиты крестьянам носили льготный, субсидируемый государством характер. Процентная ставка варьировалась от 4 до 2,9% годовых.
С 15 ноября 1906 года Крестьянский банк получил право выдавать ссуды сельским обществам, товариществам и кооперативам под залог земли, что ранее было невозможно. Размер ссуды варьировался от 40 до 90 процентов от стоимости залога.
К 1916 году Крестьянский банк продал более 9,5 миллиона десятин земли, из которых 17% приобрели домохозяйства, 18% – сельские общества, 65% – товарищества и кооперативы.
Агрономическая помощь
С 1906 года государство активно оказывало агрономическую помощь крестьянским хозяйствам, выделяя на это от 4 миллионов рублей в год. В сельскохозяйственное производство внедрялись:
- применение развитых севооборотов;
- высадка новых культур;
- использование новых сельскохозяйственных машин;
- травосеяние;
- искусственные удобрения;
- сортировка семян и селекция в животноводстве.
В уездах:
- стали работать участковые агрономы, которые доказывали крестьянам полезность новых технологий на опытных полях;
- открывались прокатные станции, где можно было приобрести или взять в аренду новое оборудование;
- организовывались земские склады, где можно было приобрести семена и удобрения;
- появлялись агрономические общества, проводившие лекции и чтения для повышения уровня агрономической грамотности крестьянского населения.
Показателем реальной эффективности внедряемых методов стала высокая урожайность за 1913 год: было собрано 4,26 миллиарда пудов хлеба (в 1902 – 1905 годах собрали лишь 3 миллиарда пудов).
Переселенческая политика в рамках аграрной реформы
19 сентября 1906 года был издан указ о передаче кабинетных земель Алтайского края в распоряжение ГУЗиЗ и Переселенческого управления. Это стало началом переселенческой политики П. А. Столыпина, проводимой в рамках аграрной реформы.
Правительство развернуло широкую агитационно-пропагандистскую деятельность, призывая крестьян переселяться в Сибирь и Казахстан. В результате более 3 миллионов крестьян решилось на переезд.
В 1910 году Петр Аркадьевич совершил поездку по Сибири и пришел к выводу, что аграрный потенциал региона далеко не исчерпан. Он наметил ряд мероприятий, которые должны были унифицировать аграрную политику, проводимую в центре России, с сибирской, но воплотить их в жизнь не успел.
Закон от 14 июня 1910 года
Закон «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении» стал компромиссным в условиях медленного межевания надельных земель. Он сделал выход из общины обязательным, а закрепление земли в частную собственность автоматическим, причем позднее всем собственникам можно было провести дополнительные межевания.
Закон 1911 года
Закон 1911 года внес значительные уточнения в закон 1906 года. В нем делался упор на формирование отрубов и хуторов, разрешалось принудительное межевание даже чересполосных земель. Этот закон минимизировал количество спорных моментов, фактически сделав процесс выдела земли «одной полосой» обязательным.
Аграрные беспорядки после 1907 года
Аграрные волнения, которые начались в 1905 году, постепенно прекратились, хотя отдельные выступления все же случались. Но после 1907 года они были направлены не против помещичьего землевладения, а против неприемлемого для крестьян землеустройства там, где речь шла о границах общинных и помещичьих земель.
Конфликтной была обстановка и внутри крестьянского мира, отдельных деревень и сел: крестьяне, получившие право выбора, часто путались и принимали неправильные решения, о которых потом жалели, обвиняя власти в недостаточной разъяснительной работе.
В целом ситуация в деревне оставалась напряженной, но уже не такой критичной.
Итоги аграрной реформы
К 1916 году реформа П. А. Столыпина показала следующие результаты (таблица).
Критерии | Статистические данные |
Подано ходатайств о закреплении земли в частную собственность | 6 миллионов домохозяйств (из 13,5 миллиона); из них 1,8 миллиона пожелали получить отрубы и хутора |
Получено земли в частную собственность | 1,5 миллиона домохозяйств |
Размежевание | 3,5 миллиона десятин земли |
Через Крестьянский банк крестьянами было приобретено в частную собственность | 10 миллионов десятин земли (в среднем по 1,8 десятины к наделу, выделяемому общиной) |
Переселилось за Урал и в Казахстан | 3 миллиона |
За Уралом и в Казахстане было освоено и размежевано | 30 миллионов десятин земли |
Посевные площади по всей стране увеличились | на 10% |
Экспорт зерна составил | 25% от мирового |
Закупка сельскохозяйственного оборудования выросла | в 2,5 раза |
Оценка аграрной реформы П. А. Столыпина
Оценки столыпинской аграрной реформы всегда были разными: все зависело от исторического периода и политических взглядов того или иного аналитика или историка (таблица).
Историческая эпоха | Оценка |
Современники | Современники в целом положительно оценивали аграрную реформу, даже крайне левые отмечали позитивные результаты проводимых правительством мероприятий.
По мнению исследователя-экономиста А. В. Кривошеина, «аграрная реформа…помогла преодолеть кризис, который неизбежно привел бы страну к новой революции» |
Советские историки | Советские историки шли в своих трудах за В. И. Лениным, который был ярым противником столыпинских реформ и считал, что его аграрная политика была провальной.
Понятно, что многие видели противоречия между статистикой и оценкой, но высказать иную точку зрения, отличающуюся от мнения партии, не решались. Наиболее ярким критиком реформ Петра Аркадьевича был А. Я. Аврех, который определял столыпинские мероприятия как «реформу на крови» |
Исследователи конца XX – начала XXI веков
(отечественные и зарубежные историки) |
Современные отечественные исследователи, такие как В. Шелохаев и Т. Шанин, считают, что «при всех своих плюсах и минусах столыпинская аграрная реформа была вполне логична,… но она не могла быть реализована на 100% из-за кадрового голода, недоверия либералов к деятельности правительства и жесткой позиции консерваторов-монархистов».
А. Н. Медушевский указывает, что «столыпинская мысль» опередила свое время, и его реформы «совпадают по вектору» с современными. Зарубежные историки, такие как американец Я. Консонис, также указывают, что реформы Петра Аркадьевича не соответствовали реалиям времени, что «русский крестьянин не понимал, что такое частная собственность, и не знал, как ею правильно распорядиться» |
Плюсы и минусы аграрной реформы
В современной историографии принято говорить об объективных плюсах и минусах аграрной реформы Столыпина (таблица).
Плюсы | Минусы |
|
|
Все реформы П. А. Столыпина, не только аграрные, не были осуществлены полностью, а он рассчитывал на комплексный подход, который даст максимальный эффект в долговременной перспективе. К 1913 году были заметны проявления роста, но война и революция не дали возможности развить и закрепить успех. «Двадцати лет покоя внутреннего и внешнего» не случилось.