Сергей Юльевич Витте – политик и государственный деятель времен Российской Империи, «дедушка русской индустриализации», инициатор строительства Транссиба, КВЖД, дипломат, автор Манифеста 17 октября 1905 года.
Историк А. М. Дерибас описывал его так:
Можно сказать, что Сергей Юльевич – камень преткновения как для современников, так и для исследователей, пытающихся дать оценку его роли в российской истории.
Происхождение и образование
С. Ю. Витте происходил из дворянской семьи курляндских (балтийских) немцев. Его отец Юлий Федорович получил классическое образование в университетах Дерпта и Саксонии, специализировался в аграрной области. С 1839 года работал в 3-ем Департаменте Министерства государственных имуществ.
Дата рождения С. Витте.
На службе в Саратовской губернии Юлий Федорович познакомился с Екатериной Андреевной Фадеевой, дочкой саратовского губернатора и внучкой князя П. В. Долгорукова. Их свадьба состоялась в 1844 году, а в 1849 году у пары, жившей в то время в Тифлисе, родился третий сын, которого назвали Сергеем.
В 1856 году Юлий Федорович вместе с чином действительного статского советника получил потомственное дворянство.
Сергей Юльевич вместе со старшими братьями учился в гимназиях Тифлиса и Кишинева. После окончания гимназии в 1866 году С. Ю. Витте продолжил обучение в Одессе на физико-математическом факультете Новороссийского университета.
Государственная служба и политическая карьера
Сергей Юльевич сделал блестящую карьеру. Знания, опыт службы, связи, дипломатические способности помогли ему стать одним из самых влиятельных людей своего времени.
Начало карьеры
После окончания университета в 1870 году, несмотря на возможность продолжить научную работу, стать профессором, С. Ю. Витте поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. Практически сразу, воспользовавшись старыми связями отца, он перевелся на стажировку в Управление Одесской железной дороги.
Дата зачисления на госслужбу.
Сергея Юльевича в самом начале карьеры не столько интересовали железные дороги, сколько возможность хорошо зарабатывать: после смерти отца семья отчаянно нуждалась в средствах. Во время стажировки он прошел путь от кассира, продавца билетов до помощника начальника станции, а с 1 июля 1871 года был официально зачислен на государственную службу.
До 1875 года молодой специалист работал в Департаменте эксплуатации Одесской железной дороги и стал ближайшим помощником Н. М. Чихаева, директора Русского общества пароходства и торговли, в ведении которого находилась и железная дорога.
Когда произошла Тилигульская катастрофа, именно Н. М. Чихаев и С. Ю. Витте приняли на себя всю ответственность, их подвергли суду.
Первый уход с госслужбы.
Карьера 26-летнего чиновника могла закончиться тюрьмой, но он, оставаясь во время судебного разбирательства на службе и отличившись во время переброски русской армии к театру боевых действий русско-турецкой войны, привлек внимание великого князя Николая Николаевича, который сумел добиться его оправдания. Однако в 1877 году Сергей Юльевич оставил государственную службу.
Служба в Обществе Юго-Западных железных дорог
В 1879 году Сергей Юльевич переехал в Санкт-Петербург. В столице он занял пост начальника эксплуатационного отдела в Обществе Юго-Западных железных дорог (Одесское, Харьковское, Киевское и Брестское направления). Одновременно он работал в созданной Александром II Комиссии по исследованию железнодорожного дела в России (комиссия графа Э. Т. Баранова).
В 1880 году по долгу службы С. Ю. Витте переехал в Киев, где служил под началом И. С. Блиоха, выдающегося ученого, и И. А. Вышнеградского, будущего министра финансов Российской Империи, который был непосредственным руководителем Сергея Юльевича.
В 1883 году С. Ю. Витте впервые высказал идею нормированных тарифов на железнодорожные перевозки, которую попытался воплотить в жизнь в 1886 году, заняв пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. На этом посту он добился увеличения доходности предприятия, роста эффективности грузоперевозок.
В 1888 году С. Ю. Витте лично познакомился с Александром III, когда спорил с чиновниками, доказывая им, что царский поезд не стоит разгонять при помощи двух паровозов. Тогда его мнение не было услышано, и произошло крушение, в котором пострадала императорская семья.
Возвращение на государственную службу
По личной просьбе императора С. Ю. Витте вернулся на государственную службу и возглавил Департамент железнодорожных дел при МФ Российской Империи. На этом посту Сергей Юльевич практически сразу начал скупать частные железные дороги, переводить их в государственную собственность. За несколько лет на должности руководителя он превратил свой Департамент в образцовый, принимая на службу только профессиональных и грамотных людей.
В 1889 году Сергей Юльевич впервые высказал идею о необходимости создания мощной национальной промышленности, а также заговорил о политике протекционизма в этой области. По его инициативе в 1891 году был разработан и принят новый таможенный тариф, который стал на защите развивающейся национальной промышленности, оберегая ее от иностранной конкуренции.
Министр путей сообщения и министр финансов
В феврале 1892 С. Ю. Витте ненадолго занял пост министра путей сообщения, успев провести реформу железнодорожных тарифов, а в августе был переведен на должность министра финансов.
Заболел министр финансов и ушёл в длительный отпуск. На Витте было возложено представление всеподданнейших докладов по Министерству финансов. Его доклады нравятся императору. Они лишены звонких фраз, просты и хорошо понятны императору и в некоторых случаях сопровождаются простейшими разъяснениями Витте.
Редактор «Биржевых ведомостей» С.М. Проппер
Как руководитель всей экономики страны он
- способствовал открытию различных учебных заведений для привлечения на службу лиц с высшим образованием (при его непосредственном участии было открыто 33 коммерческих училища и три политехнических института);
- добился активизации строительства Транссибирской магистрали;
- завершил постройку Казано-Рязанской железной дороги;
- заключил договор с Китаем по строительству КВЖД для соединения центра страны с Владивостоком;
- заключил выгодный торговый договор с Германской Империей сроком на 10 лет;
- ввел винную монополию, что стало источником профицита государственного бюджета;
Картины, которые разыгрывались перед магазинами «монопольки», были отвратительны. Раньше люди пили в кабаках и корчмах. Там они сидели за столами и кое-чем закусывали… После реформы кабаки закрылись. Потребители водки пили её прямо из горлышка на улице, и упившиеся лежали тут же…
Общественный деятель Шульгин В.В.
- провел в 1897 году денежную реформу, сделав рубль устойчивой и конкурентоспособной валютой;
- принял участие в разработке рабочего законодательства;
- провел реформу налогообложения в торгово-промышленной сфере;
- ратовал за проведение аграрной реформы, добился отмены круговой поруки в общине и облегчения паспортного режима для крестьян.
Находясь на государственной службе, С. Ю. Витте прямо выступал за отмену привилегированного положения дворянства. Он считал, что в условиях развивающегося капитализма дворянам нужно «обуржуазиться», заняться либо торговлей, либо развиваться в сфере промышленного производства. Эти взгляды ставили министра в оппозицию помещичье-дворянской группировке, в которую входил В. К. Плеве.
1903-1906 год
В. К. Плеве, считая взгляды министра финансов «опасными» для самодержавия и дворянства, сделал все для его устранения от власти. В 1903 году С. Ю. Витте был переведен на должность председателя Комитета министров, оставаясь членом Государственного Совета.
“Почетная” отставка.
Фактически это было почетной отставкой. Всеми делами в государстве теперь занимался В. К. Плеве, вставший в 1902 году во главе МВД. Его гибель в 1904 году никак не повлияла на положение С. Ю. Витте. Даже мнение бывшего министра финансов о том, что войну с Японией начинать не следует, не было услышано.
В январе 1905 года С. Ю. Витте вместо министра внутренних дел П. Д. Святополка-Мирского принял делегацию от общественности, которую возглавлял М. Горький. Делегаты просили его повлиять на императора и министра, попытаться предотвратить возможные кровопролития, но С. Ю. Витте ответил отказом, сославшись на то, что находится в «немилости» и ни на что не влияет.
Некоторые исследователи считают, что Сергей Юльевич сознательно не стал ничего предпринимать, желая посмотреть, как будут развиваться события, и выбрать для себя приемлемую линию поведения.
В 1905 году С. Ю. Витте был отправлен императором в Портсмут заключать мир с японцами. Переговоры были трудными: Сергею Юльевичу приходилось учитывать и мнение японцев, и мнение Николая II, и общественное мнение. В результате он добился значительных уступок от японского правительства, получив в качестве награды за успех титул графа.
Из всего внутреннего хаоса выплывает… хитрая, вероломная и умная фигура Витте.
Из дневника государственного деятеля А.А. Бобринский о революционных событиях 1905 год.
Вернувшись в Россию, С. Ю. Витте включился в борьбу с революцией, при этом продолжая настаивать на политических и социальных реформах. Именно по его инициативе и при его непосредственном участии был составлен Манифест 17 октября. В 1906 году он занял пост председателя Совета министров, успев на этой должности лишь провести переговоры с Францией.
В последние годы репутация Сергея Юльевича была значительно подорвана. Монархисты, правые, черносотенцы обвиняли его в излишнем либерализме и подрыве основ самодержавия. Либералы же, по мнению историка О. Э. Сагинадзе, начали говорить о его двуличии, лицемерии и отсутствии четкой политической позиции.
Многие с сарказмом называли С. Ю. Витте «графом Полусахалинским», обвиняя его в потере Россией половины Сахалина и нарушении приказа императора о «не уступке врагу и пяди русской земли».
Витте вышел из своего вагона вместе с Плеске. У Плеске был вид сконфуженный, у Витте — крайней возбуждённый. Отойдя в сторону, он ударил себя по колену и сделал вульгарный жест, каким выражают насильственное удаление:
— Выгнали…
Больше он говорить не мог, но в автомобиле, по дороге на свою каменноостровскую дачу, он сипло, почти по-мужицки ругался. Подъезжая к даче, однако, взял себя в руки.
— Ну, что ж. Председатель Комитета министров — тоже птица. Классом выше… Шитья на мундире больше… Мерзавцы.
Из воспоминаний И.И. Колышко
Отставка и смерть
22 апреля 1906 года С. Ю. Витте подал в отставку. Либералы негативно отнеслись к такому его решению, считая, что он оставляет политику в самый важный, переломный момент. Но против Сергея Юльевича был государь (Николай II умел быть злопамятным и не простил чиновнику его упорства во время заключения мира в Порстмуте), так что отставка в любом случае была неизбежна.
Последующие десять лет С. Ю. Витте занимался написанием различных статей и мемуаров, пытался вмешиваться в работу Совета министров. В частности он обвинял П. А. Столыпина в том, что тот позаимствовал его идеи для проведения аграрной реформы.
В 1909-ом и в 1912 году ходили слухи о том, что С. Ю. Витте готовится вернуться в «большую политику». Одни радовались этим слухам, другие считали, что «Витте далеко не знамя» и не сможет стать лидером оппозиции.
В 1915 году Сергей Юльевич скончался от менингита. Это событие вызвало небывалый общественный резонанс, несмотря на то, что граф уже десять лет не занимал важных должностей. Масштаб и противоречивость его личности снова привлекли внимание современников.
Интерес еще сильнее подогрела реакция императора, который, по воспоминаниям французского посла М. Палеолога и супруги Александры Федоровны, говорил, что смерть С. Ю. Витте для него стала «облегчением» и в его сердце царит «истинно пасхальный мир».
2 марта С. Ю. Витте был с почестями похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры. На его похоронах, по воспоминаниям писателя М. А. Алданова,
…собрались все видные сановники старой России…последний раз в ее истории.
В 1921 году книгоиздательство «Слово» в Берлине начало печатать мемуары графа. Они не были оценены общественностью.
Политик И. В. Гурко считал, что их основной характеристикой является:
Самовосхваление…возвеличивание себя и, увы, …принижение всех прочих…государственных деятелей.
О Сергее Юльевиче сказано много, а написано еще больше. О нем можно судить предвзято как о человеке, склонном к политическим интригам, «общем единомышленнике», как его называли недоброжелатели, но его заслуги перед Отечеством неоспоримы.
Он был великим реформатором и истинным патриотом, стремившимся так или иначе к стабильности и процветанию государства. Он понимал, что движение вперед и изменения неизбежны, главное не боятся их и уметь направить в нужное русло.
Как писал о нем М. О. Мельников:
При всех слабостях своих и заблуждениях…он…служил России…с энергией и талантом, какие встречаются не каждый день.