Сергей Юльевич Витте – политик и государственный деятель времен Российской Империи, «дедушка русской индустриализации», инициатор строительства Транссиба, КВЖД, дипломат, автор Манифеста 17 октября 1905 года. 

Историк А. М. Дерибас описывал его так: 

Дерипас А.М.
Дерипас А.М., историк
…человек большого практического ума и еще большего тщеславия.

Можно сказать, что Сергей Юльевич – камень преткновения как для современников, так и для исследователей, пытающихся дать оценку его роли в российской истории.

Витте

Происхождение и образование

С. Ю. Витте происходил из дворянской семьи курляндских (балтийских) немцев. Его отец Юлий Федорович получил классическое образование в университетах Дерпта и Саксонии, специализировался в аграрной области. С 1839 года работал в 3-ем Департаменте Министерства государственных имуществ. 

Ю.Ф. Витте
Ю.Ф. Витте, 1814-1868, директор Департамента Земледелия на Кавказе

29 июня 1849 г.
Дата рождения С. Витте.


На службе в Саратовской губернии Юлий Федорович познакомился с Екатериной Андреевной Фадеевой, дочкой саратовского губернатора и внучкой князя П. В. Долгорукова. Их свадьба состоялась в 1844 году, а в 1849 году у пары, жившей в то время в Тифлисе, родился третий сын, которого назвали Сергеем. 

В 1856 году Юлий Федорович вместе с чином действительного статского советника получил потомственное дворянство.

С. Ю. Витте приходился родственником многим известным людям. Например, основательница Теософского общества Елена Блаватская была его двоюродной сестрой, военный писатель Р. А. Фадеев – дядей, а писательница Елена Ган – тетей.  По материнской линии Сергей Юльевич был отдаленным потомком святого князя Михаила Черниговского, убитого в Орде.
Орда
В 1246 году в Золотой Орде был убит Михаил Черниговский из-за отказа поклонится татарскому идолу и пройти между зажженных костров

Сергей Юльевич вместе со старшими братьями учился в гимназиях Тифлиса и Кишинева. После окончания гимназии в 1866 году С. Ю. Витте продолжил обучение в Одессе на физико-математическом факультете Новороссийского университета. 

Большею частью на уроки не ходил; приходя утром в гимназию, я обыкновенно через час-полтора выпрыгивал через окно на улицу и уходил домой.

Государственная служба и политическая карьера

Сергей Юльевич сделал блестящую карьеру. Знания, опыт службы, связи, дипломатические способности помогли ему стать одним из самых влиятельных людей своего времени.

Начало карьеры

После окончания университета в 1870 году, несмотря на возможность продолжить научную работу, стать профессором, С. Ю. Витте поступил на службу в канцелярию генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии. Практически сразу, воспользовавшись старыми связями отца, он перевелся на стажировку в Управление Одесской железной дороги. 

Одесский вокзал, 19 век
Одесский вокзал, 19 век

1 июля 1871
Дата зачисления на госслужбу.


Сергея Юльевича в самом начале карьеры не столько интересовали железные дороги, сколько возможность хорошо зарабатывать: после смерти отца семья отчаянно нуждалась в средствах. Во время стажировки он прошел путь от кассира, продавца билетов до помощника начальника станции, а с 1 июля 1871 года был официально зачислен на государственную службу.

Лопухин А.А., начальник департамента полиции
Лопухин А.А., начальник департамента полиции
Мне …пришлось видеть много людей самых разнообразных калибров, но я никогда не встречал человека, в котором степень образования, даже сумма практических сведений так не соответствовала его положению, как в Витте. Он окончил курс в университете на математическом факультете, но трудно думать, чтобы после этого он когда-либо что-либо читал.

До 1875 года молодой специалист работал в Департаменте эксплуатации Одесской железной дороги и стал ближайшим помощником Н. М. Чихаева, директора Русского общества пароходства и торговли, в ведении которого находилась и железная дорога. 

Когда произошла Тилигульская катастрофа, именно Н. М. Чихаев и С. Ю. Витте приняли на себя всю ответственность, их подвергли суду. 

Тилигульская железнодорожная катастрофа
Тилигульская железнодорожная катастрофа — одна из крупнейших катастроф в истории железных дорог Российской империи — крушение товарно-пассажирского поезда на границе между Подольской и Херсонской губерниями. В результате крушения и возникшего пожара погибло около 140 новобранцев (из 419) и около 120 получили увечья.

1877 год
Первый уход с госслужбы.


Карьера 26-летнего чиновника могла закончиться тюрьмой, но он, оставаясь во время судебного разбирательства на службе и отличившись во время переброски русской армии к театру боевых действий русско-турецкой войны, привлек внимание великого князя Николая Николаевича, который сумел добиться его оправдания. Однако в 1877 году Сергей Юльевич оставил государственную службу.

Служба в Обществе Юго-Западных железных дорог

В 1879 году Сергей Юльевич переехал в Санкт-Петербург. В столице он занял пост начальника эксплуатационного отдела в Обществе Юго-Западных железных дорог (Одесское, Харьковское, Киевское и Брестское направления). Одновременно он работал в созданной Александром II Комиссии по исследованию железнодорожного дела в России (комиссия графа Э. Т. Баранова). 

В 1880 году по долгу службы С. Ю. Витте переехал в Киев, где служил под началом И. С. Блиоха, выдающегося ученого, и И. А. Вышнеградского, будущего министра финансов Российской Империи, который был непосредственным руководителем Сергея Юльевича.

В это время С. Ю. Витте был далек от политики, предпочитая, как он сам говорил, «общество актрис», но после событий 1 марта 1881 года предложил создать «Священную дружину» для защиты государя от террористов. Идея эта новому императору, Александру III, понравилась, он опосредованно дал задание Сергею Юльевичу убить скрывающихся в Париже террористов. Для С. Ю. Витте выполнение этого задание стало бы концом карьеры, и он пошел другим путем. Воспользовавшись своими связями в актерской среде, он вышел на народовольцев и договорился с ними о кратковременном прекращении террора. Деятельность Витте, его находчивость, хорошие качества переговорщика пришлись по душе императору, и он запомнил его.

В 1883 году С. Ю. Витте впервые высказал идею нормированных тарифов на железнодорожные перевозки, которую попытался воплотить в жизнь в 1886 году, заняв пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. На этом посту он добился увеличения доходности предприятия, роста эффективности грузоперевозок. 

В 1888 году С. Ю. Витте лично познакомился с Александром III, когда спорил с чиновниками, доказывая им, что царский поезд не стоит разгонять при помощи двух паровозов. Тогда его мнение не было услышано, и произошло крушение, в котором пострадала императорская семья. 

17 (29) октября 1888 года произошло крушение поезда Александром III
17 (29) октября 1888 года произошло крушение поезда Александром III

Возвращение на государственную службу

По личной просьбе императора С. Ю. Витте вернулся на государственную службу и возглавил Департамент железнодорожных дел при МФ Российской Империи. На этом посту Сергей Юльевич практически сразу начал скупать частные железные дороги, переводить их в государственную собственность. За несколько лет на должности руководителя он превратил свой Департамент в образцовый, принимая на службу только профессиональных и грамотных людей.

При переходе из частной компании на государственную службу С. Ю. Витте значительно потерял в заработной плате, поэтому император частично компенсировал разницу из своих личных средств, хотя доходы будущего министра все равно упали с сорока тысяч в год до двадцати.

В 1889 году Сергей Юльевич впервые высказал идею о необходимости создания мощной национальной промышленности, а также заговорил о политике протекционизма в этой области.  По его инициативе в 1891 году был разработан и принят новый таможенный тариф, который стал на защите развивающейся национальной промышленности, оберегая ее от иностранной конкуренции.

Министр путей сообщения и министр финансов

В феврале 1892 С. Ю. Витте ненадолго занял пост министра путей сообщения, успев провести реформу железнодорожных тарифов, а в августе был переведен на должность министра финансов. 

Заболел министр финансов и ушёл в длительный отпуск. На Витте было возложено представление всеподданнейших докладов по Министерству финансов. Его доклады нравятся императору. Они лишены звонких фраз, просты и хорошо понятны императору и в некоторых случаях сопровождаются простейшими разъяснениями Витте.

Редактор «Биржевых ведомостей» С.М. Проппер

Как руководитель всей экономики страны он

  • способствовал открытию различных учебных заведений для привлечения на службу лиц с высшим образованием (при его непосредственном участии было открыто 33 коммерческих училища и три политехнических института);
  • добился активизации строительства Транссибирской магистрали;
  • завершил постройку Казано-Рязанской железной дороги;
  • заключил договор с Китаем по строительству КВЖД для соединения центра страны с Владивостоком;
  • заключил выгодный торговый договор с Германской Империей сроком на 10 лет;
  • ввел винную монополию, что стало источником профицита государственного бюджета;

Картины, которые разыгрывались перед магазинами «монопольки», были отвратительны. Раньше люди пили в кабаках и корчмах. Там они сидели за столами и кое-чем закусывали… После реформы кабаки закрылись. Потребители водки пили её прямо из горлышка на улице, и упившиеся лежали тут же…

Общественный деятель Шульгин В.В.

  • провел в 1897 году денежную реформу, сделав рубль устойчивой и конкурентоспособной валютой;
  • принял участие в разработке рабочего законодательства;
  • провел реформу налогообложения в торгово-промышленной сфере;
  • ратовал за проведение аграрной реформы, добился отмены круговой поруки в общине и облегчения паспортного режима для крестьян.

Я потомственный дворянин и воспитан в дворянских традициях, но всегда считаю несправедливым и безнравственным всевозможные денежные привилегии дворянству за счёт плательщиков податей, то есть преимущественно крестьянства.

Находясь на государственной службе, С. Ю. Витте прямо выступал за отмену привилегированного положения дворянства. Он считал, что в условиях развивающегося капитализма дворянам нужно «обуржуазиться», заняться либо торговлей, либо развиваться в сфере промышленного производства. Эти взгляды ставили министра в оппозицию помещичье-дворянской группировке, в которую входил В. К. Плеве.

Никольский А.П.
Никольский А.П.
Ни один министр так не игнорировал законы, как Витте, когда был министром финансов, — деньгами распоряжался бесконтрольно, срывал высочайшие повеления.

1903-1906 год

В. К. Плеве, считая взгляды министра финансов «опасными» для самодержавия и дворянства, сделал все для его устранения от власти. В 1903 году С. Ю. Витте был переведен на должность председателя Комитета министров, оставаясь членом Государственного Совета. 


1903 г.
“Почетная” отставка.


Фактически это было почетной отставкой. Всеми делами в государстве теперь занимался В. К. Плеве, вставший в 1902 году во главе МВД. Его гибель в 1904 году никак не повлияла на положение С. Ю. Витте. Даже мнение бывшего министра финансов о том, что войну с Японией начинать не следует, не было услышано.

В.К. Плеве (1846-1904) Российский государственный деятель, убит бомбой, брошенной в его карету эсером Егором Созоновым в Петербурге.

В январе 1905 года С. Ю. Витте вместо министра внутренних дел П. Д. Святополка-Мирского принял делегацию от общественности, которую возглавлял М. Горький. Делегаты просили его повлиять на императора и министра, попытаться предотвратить возможные кровопролития, но С. Ю. Витте ответил отказом, сославшись на то, что находится в «немилости» и ни на что не влияет. 

Некоторые исследователи считают, что Сергей Юльевич сознательно не стал ничего предпринимать, желая посмотреть, как будут развиваться события, и выбрать для себя приемлемую линию поведения.

С.Ю.Витте, 1905 г.
С.Ю.Витте, 1905 г.

В 1905 году С. Ю. Витте был отправлен императором в Портсмут заключать мир с японцами. Переговоры были трудными: Сергею Юльевичу приходилось учитывать и мнение японцев, и мнение Николая II, и общественное мнение. В результате он добился значительных уступок от японского правительства, получив в качестве награды за успех титул графа. 

Подписание Портсмутского мирного договора между Россией и Японией. 1905 год

Из всего внутреннего хаоса выплывает… хитрая, вероломная и умная фигура Витте.

Из дневника государственного деятеля А.А. Бобринский о революционных событиях 1905 год.

Вернувшись в Россию, С. Ю. Витте включился в борьбу с революцией, при этом продолжая настаивать на политических и социальных реформах. Именно по его инициативе и при его непосредственном участии был составлен Манифест 17 октября. В 1906 году он занял пост председателя Совета министров, успев на этой должности лишь провести переговоры с Францией. 

Вы неоднократно мне жаловались на вашу усталость. Вот я и решил вас освободить от ваших обязанностей и предложить вам вакантное место председателя Комитета министров.

В последние годы репутация Сергея Юльевича была значительно подорвана. Монархисты, правые, черносотенцы  обвиняли его в излишнем либерализме и подрыве основ самодержавия. Либералы же, по мнению историка О. Э. Сагинадзе,  начали говорить о его двуличии, лицемерии и отсутствии четкой политической позиции. 

Многие с сарказмом называли С. Ю. Витте «графом Полусахалинским», обвиняя его в потере Россией половины Сахалина и нарушении приказа императора о «не уступке врагу и пяди русской земли».

Витте вышел из своего вагона вместе с Плеске. У Плеске был вид сконфуженный, у Витте — крайней возбуждённый. Отойдя в сторону, он ударил себя по колену и сделал вульгарный жест, каким выражают насильственное удаление:

— Выгнали…

Больше он говорить не мог, но в автомобиле, по дороге на свою каменноостровскую дачу, он сипло, почти по-мужицки ругался. Подъезжая к даче, однако, взял себя в руки.

— Ну, что ж. Председатель Комитета министров — тоже птица. Классом выше… Шитья на мундире больше… Мерзавцы.

Из воспоминаний  И.И. Колышко

Отставка и смерть

22 апреля 1906 года С. Ю. Витте подал в отставку. Либералы негативно отнеслись к такому его решению, считая, что он оставляет политику в самый важный, переломный момент. Но против Сергея Юльевича был государь (Николай II умел быть злопамятным и не простил чиновнику его упорства во время заключения мира в Порстмуте), так что отставка в любом случае была неизбежна. 

С.Ю.Витте
С.Ю.Витте

Последующие десять лет С. Ю. Витте занимался написанием различных статей и мемуаров, пытался вмешиваться в работу Совета министров. В частности он обвинял П. А. Столыпина в том, что тот позаимствовал его идеи для проведения аграрной реформы. 

В 1909-ом и в 1912 году ходили слухи о том, что С. Ю. Витте готовится вернуться в «большую политику». Одни радовались этим слухам, другие считали, что «Витте далеко не знамя» и не сможет стать лидером оппозиции. 

Скончался С.Ю. Витте в 1915 году, похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры
Скончался С.Ю. Витте в 1915 году, похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской Лавры

В 1915 году Сергей Юльевич скончался от менингита. Это событие вызвало небывалый общественный резонанс, несмотря на то, что граф уже десять лет не занимал важных должностей. Масштаб и противоречивость его личности снова привлекли внимание современников. 

Интерес еще сильнее подогрела реакция императора, который, по воспоминаниям французского посла М. Палеолога и супруги Александры Федоровны, говорил,  что смерть С. Ю. Витте для него стала «облегчением» и в его сердце царит «истинно пасхальный мир». 

…большой очаг интриг погас вместе с ним», смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий.

2 марта С. Ю. Витте был с почестями похоронен на кладбище Александро-Невской Лавры. На его похоронах, по воспоминаниям писателя М. А. Алданова,

…собрались все видные сановники старой России…последний раз в ее истории.

В 1921 году книгоиздательство «Слово» в Берлине начало печатать мемуары графа. Они не были оценены общественностью. 

Политик И. В. Гурко считал, что их основной характеристикой является: 

Самовосхваление…возвеличивание себя и, увы, …принижение всех прочих…государственных деятелей.

О Сергее Юльевиче сказано много, а написано еще больше. О нем можно судить предвзято как о человеке, склонном к политическим интригам, «общем единомышленнике», как его называли недоброжелатели, но его заслуги перед Отечеством неоспоримы. 

Он был великим реформатором и истинным патриотом, стремившимся так или иначе к стабильности и процветанию государства. Он понимал, что движение вперед и изменения неизбежны, главное не боятся их и уметь направить в нужное русло. 

Как писал о нем М. О. Мельников: 

При всех слабостях своих и заблуждениях…он…служил России…с энергией и талантом, какие встречаются не каждый день.