Детские годы и юность Николая II прошли в императорской резиденции в Гатчине. Здесь наследник престола получил всестороннее домашнее образование, которое включало изучение иностранных языков, точных и естественных наук, а также постижение военного искусства.
По традиции того времени образовательный процесс был совмещен с религией. Контролировал его лично отец будущего правителя император Александр III.
Воспитатели будущего царя
В ранние годы воспитанием Николая II и его младшего брата Георгия занимался англичанин Карл Хис, благодаря которому они в совершенстве овладели английским языком и говорили на нем так же хорошо, как на русском. В 1881 г. к наследнику престола в качестве наставника приставили генерал-адъютанта Г. Даниловича. Эту должность он занимал до 1894 г.

И Хису, и Даниловичу Александр III строго запретил церемониться со своими отпрысками. Император говорил:
Среднее и высшее образование
Постигать азы наук цесаревич Николай начал в 9-летнем возрасте. Учился он, как и подобало императорским детям, в домашних условиях. Чтобы освоить все дисциплины, ему понадобилось 13 лет.
Образование наследник престола, как указывал в своей книге «Царствование императора Николая II», «получил весьма тщательное». Его обучение проводилось по специально разработанной программе. Сначала цесаревич прошел восьмилетний общеобразовательный курс, который соответствовал расширенной гимназической программе. Учился он под контролем генерала Даниловича.

Основу этого курса составляла слегка измененная программа для гимназистов. Греческий и латинский языки, которые Александр III считал ненужными будущему правителю, из курса изъяли, заменив их минералогией, ботаникой, анатомией, физиологией и зоологией.

Будущий российский император учился старательно, но проще всего ему давался английский язык, на котором благодаря воспитателю-англичанину он говорил с ранних лет. Великий князь Александр Михайлович вспоминал:
По завершении общеобразовательного курса наследник престола приступил к освоению пятилетней программы высших наук. Изначально она была рассчитана на 4 года, но из-за возникших в процессе обучения сложностей ее продлили еще на год.
На этом этапе будущему царю преподавали юриспруденцию, экономику и другие дисциплины, необходимые государственному деятелю. Образовательный процесс соответствовал программам юридических и экономических факультетов высших учебных заведений. Также Николай Александрович приступил к изучению военного дела по курсу Академии Генерального штаба.
Преподавателями цесаревича были всемирно известные профессора и академики, среди которых химик Н. Бекетов, специалист по фортификациям Ц. Кюи, правовед К. Победоносцев, военный теоретик М. Драгомиров, экономист Н. Бунге и другие. В их задачи входило только чтение лекций. Проверять, насколько усвоил наследник пройденный материал, преподавателям было запрещено.
Особняком от других наук стояли религиозные дисциплины: история религии, богословие и каноническое право. Им будущего правителя обучал духовник императорского дома священнослужитель Иоанн Янышев.
Когда вопросы касались истории, археологии и литературы, Государь обнаруживал очень солидные познания в этих областях. <…> В истории церковной он был достаточно силен, как и в отношении разных установлений и обрядов Церкви.
Протопресвитер Георгий Шавельский
Из всех преподаваемых дисциплин цесаревич больше всего тяготел к военному делу. Он с детства знал воинские уставы и традиции. Чтобы лучше ознакомиться со строевой службой, Николай по настоянию отца принимал участие в военных сборах. В течение двух лет он проходил службу в качестве младшего офицера в лейб-гвардии Преображенском полку, затем был эскадронным командиром в гусарском полку и участвовал в лагерном сборе артиллерийских рядов.

В 1892 г. 24-летнему наследнику престола было присвоено звание полковника. В это же время Александр III начинает знакомить его с основами управления государством, включает в состав участников заседаний Кабинета министров и Государственного совета.
Образовательные поездки
Частью образовательного курса были поездки по разным регионам России, которые Николай совершал вместе с отцом. Путешествуя по губерниям необъятной страны, будущий правитель знакомился с нравами, бытом и проблемами русского народа.

На заключительном этапе образования в 1890 г. Александр III снарядил сына в 9-месячное самостоятельное путешествие по Дальнему Востоку на броненосном крейсере «Память Азова». За время круиза Николай Александрович посетил с официальными визитами Египет, Индию, Таиланд, Японию, Сингапур, Китай и другие страны. Поездка была приурочена к открытию Транссибирской магистрали и сыграла важную роль во взаимоотношениях Российской империи со странами Востока.
Николай II получил добротное и достаточно гармоничное образование, включавшее в себя не только основы юридического, экономического и гуманитарного образования, но и основательное знание военного дела. Он был образованным и эрудированным человеком, о чем единодушно пишут мемуаристы, хорошо знавшие его “по работе”.
И. Зимин
Александр III старался дать сыну как можно больше навыков и знаний, необходимых для управления государством. Но, несмотря на продолжительное обучение, оно так и не было завершено из-за преждевременной смерти отца-императора в 1894 г. Когда Николай II взошел на престол, многие его современники отмечали, что ему не хватает умений руководить страной. Характеризуя уровень образования царя, председатель Совета министров Российской империи Витте отметил: