Детские годы и юность Николая II прошли в императорской резиденции в Гатчине. Здесь наследник престола получил всестороннее домашнее образование, которое включало изучение иностранных языков, точных и естественных наук, а также постижение военного искусства.

 По традиции того времени образовательный процесс был совмещен с религией. Контролировал его лично отец будущего правителя император Александр III. 

Николай

Воспитатели будущего царя

В ранние годы воспитанием Николая II и его младшего брата Георгия занимался англичанин Карл Хис, благодаря которому они в совершенстве овладели английским языком и говорили на нем так же хорошо, как на русском. В 1881 г. к наследнику престола в качестве наставника приставили генерал-адъютанта Г. Даниловича. Эту должность он занимал до 1894 г. 

Дети императора Александра III и императрицы Марии Федоровны: Михаил, Ксения, Георгий и наследник Николай. Гатчина, 1886 г

И Хису, и Даниловичу Александр III строго запретил церемониться со своими отпрысками. Император говорил: 

Ни я, ни Мария Федоровна (императрица) не желаем делать из них (детей) оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, не поощряйте лени… Если что, то адресуйтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать… Мне фарфора не нужно. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пожалуйста. Но доносчику — первый кнут.

Среднее и высшее образование

Постигать азы наук цесаревич Николай начал в 9-летнем возрасте. Учился он, как и подобало императорским детям, в домашних условиях. Чтобы освоить все дисциплины, ему понадобилось 13 лет. 

Цесаревич

Образование наследник престола, как указывал в своей книге «Царствование императора Николая II», «получил весьма тщательное». Его обучение проводилось по специально разработанной программе. Сначала цесаревич прошел восьмилетний общеобразовательный курс, который соответствовал расширенной гимназической программе. Учился он под контролем генерала Даниловича. 

Данилович Г.
Данилович Г.
Прошу Николай Александрович посвящать ежедневно, во время путешествия в Данию, час времени на чтение летописца Нестора.

Основу этого курса составляла слегка измененная программа для гимназистов. Греческий и латинский языки, которые Александр III считал ненужными будущему правителю, из курса изъяли, заменив их минералогией, ботаникой, анатомией, физиологией и зоологией. 

В программу входило усиленное изучение английского, французского и немецкого языков, русской литературы и политической истории.
Александр III и цесаревич Николай
Александр III и цесаревич Николай

Будущий российский император учился старательно, но проще всего ему давался английский язык, на котором благодаря воспитателю-англичанину он говорил с ранних лет. Великий князь Александр Михайлович вспоминал: 

Накануне окончания образования, перед выходом в лейб-гусарский полк, будущий Император Николай II мог ввести в заблуждение любого оксфордского профессора, который принял бы его, по знанию английского языка, за настоящего англичанина.

По завершении общеобразовательного курса наследник престола приступил к освоению пятилетней программы высших наук. Изначально она была рассчитана на 4 года, но из-за возникших в процессе обучения сложностей ее продлили еще на год. 

На этом этапе будущему царю преподавали юриспруденцию, экономику и другие дисциплины, необходимые государственному деятелю. Образовательный процесс соответствовал программам юридических и экономических факультетов высших учебных заведений. Также Николай Александрович приступил к изучению военного дела по курсу Академии Генерального штаба. 

Генерал Н.Н. Обручев с «восторгом отзывался об уме и прекрасных душевных качествах своего Ученика и неоднократно рассказывал о способностях Наследника Цесаревича быстро схватывать суть излагаемого предмета и о его феноменальной памяти».

Преподавателями цесаревича были всемирно известные профессора и академики, среди которых химик Н. Бекетов, специалист по фортификациям Ц. Кюи, правовед К. Победоносцев, военный теоретик М. Драгомиров, экономист Н. Бунге и другие. В их задачи входило только чтение лекций. Проверять, насколько усвоил наследник пройденный материал, преподавателям было запрещено. 

Н.Х. Бунге
Н.Х. Бунге
Цесаревич положительно очень умен и в высшей степени сдержан в проявлении своих мыслей.

Особняком от других наук стояли религиозные дисциплины: история религии, богословие и каноническое право. Им будущего правителя обучал духовник императорского дома священнослужитель Иоанн Янышев. 

Когда вопросы касались истории, археологии и литературы, Государь обнаруживал очень солидные познания в этих областях. <…> В истории церковной он был достаточно силен, как и в отношении разных установлений и обрядов Церкви.

Протопресвитер Георгий Шавельский

Из всех преподаваемых дисциплин цесаревич больше всего тяготел к военному делу. Он с детства знал воинские уставы и традиции. Чтобы лучше ознакомиться со строевой службой, Николай по настоянию отца принимал участие в военных сборах. В течение двух лет он проходил службу в качестве младшего офицера в лейб-гвардии Преображенском полку, затем был эскадронным командиром в гусарском полку и участвовал в лагерном сборе артиллерийских рядов. 

В.А. Сухомлинов, военный министр.
В.А. Сухомлинов
Цесаревич очень аккуратно посещал занятия эскадрона школы и прошел все уставное обучение кавалериста, до эскадронного учения включительно. Чрезвычайно внимательно относился ко всем указаниям, разъяснениям и перед эскадроном произносил команды отчетливо, уверенно.

В 1892 г. 24-летнему наследнику престола было присвоено звание полковника. В это же время Александр III начинает знакомить его с основами управления государством, включает в состав участников заседаний Кабинета министров и Государственного совета. 

Образовательные поездки 

Частью образовательного курса были поездки по разным регионам России, которые Николай совершал вместе с отцом. Путешествуя по губерниям необъятной страны, будущий правитель знакомился с нравами, бытом и проблемами русского народа. 

 Броненосный крейсер «Память Азова»
Броненосный крейсер «Память Азова»

На заключительном этапе образования в 1890 г. Александр III снарядил сына в 9-месячное самостоятельное путешествие по Дальнему Востоку на броненосном крейсере «Память Азова». За время круиза Николай Александрович посетил с официальными визитами Египет, Индию, Таиланд, Японию, Сингапур, Китай и другие страны. Поездка была приурочена к открытию Транссибирской магистрали и сыграла важную роль во взаимоотношениях Российской империи со странами Востока. 

Николай II получил добротное и достаточно гармоничное образование, включавшее в себя не только основы юридического, экономического и гуманитарного образования, но и основательное знание военного дела. Он был образованным и эрудированным человеком, о чем единодушно пишут мемуаристы, хорошо знавшие его “по работе”.

И. Зимин

Александр III старался дать сыну как можно больше навыков и знаний, необходимых для управления государством. Но, несмотря на продолжительное обучение, оно так и не было завершено из-за преждевременной смерти отца-императора в 1894 г. Когда Николай II взошел на престол, многие его современники отмечали, что ему не хватает умений руководить страной. Характеризуя уровень образования царя, председатель Совета министров Российской империи Витте отметил: 

Витте С.Ю.
Император Николай II по нашему времени обладает средним образованием гвардейского полковника хорошего семейства.