Многие европейские монархи использовали яхты не только для путешествий и отдыха, но и для проведения официальных встреч на высшем уровне. Правители Великобритании, Австро-Венгрии, Дании и других государств имели в своем распоряжении комфортабельные и элегантные морские судна, но ни одно из них не могло сравниться по роскоши с российской императорской яхтой «Штандарт».
Строительство и название
Яхта была заложена 1 октября 1893 г. на копенгагенской верфи Burmeister-Wain во время ее посещения императором Александром III. Вместе с российским правителем на закладке присутствовали его супруга Мария Федоровна и старший сын Николай Александрович.
Яхта «Штандарт» была заложена на копенгагенской верфи Burmeister-Wain.
В этот же день император издал указ о том, чтобы «строящийся в Копенгагене пароход наименовать императорской яхтою «Штандарт». Свое название морское судно получило в честь знаменитого парусного фрегата Петра Великого.

Через год после закладки «Штандарта» Александр III скончался, поэтому на спуске корабля на воду присутствовал его приемник Николай II. В память об этом событии сохранилась телеграмма, которую из Копенгагена по приказу молодого царя отправил в Санкт-Петербург адмирал Ф. Дубасов.

адмирал
Впервые на борт «Штандарта» Николай II и его августейшая супруга Александра Федоровна поднялись 8 сентября 1896 г., чтобы отплыть в Великобританию. Этот морской поход положил начало верной службе императорской яхты.
Николай II и его августейшая супруга Александра Федоровна впервые поднялись на борт «Штандарта».
Описание
«Штандарт» был изящным и комфортабельным крейсером с тремя мачтами, возвышающимися над двумя белыми пароходными трубами. О том, что яхта принадлежит российскому императору, напоминала позолоченная фигура двуглавого орла на ее носу, которая была заметна с большого расстояния.
Характеристики яхты
Водоизмещение
Длина
Ширина
Скорость
По своим техническим характеристикам «Штандарт» превзошел судно «Полярная звезда», которым пользовался Александр III. Для сравнения, водоизмещение последней яхты составляло всего 3,9 тыс. тонн, размеры – 196,5*13,8 м, а скорость – 17 узлов.

Крейсер имел 3 палубы: верхнюю, императорскую и нижнюю. На верхней располагалась царская рубка с рабочим кабинетом, приемной и гостиной для официальных встреч. Императорская палуба состояла из кают Николая Второго, Александры Федоровны, их пятерых детей и вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Здесь же находились помещения для гостей, парадный салон, огромный обеденный зал на 72 персоны, часовня для личного пользования Романовых, каюты для офицеров. Внизу размещались жилые помещения обслуживающего персонала, кладовые, мастерские и радиорубка.
Внутри «Штандарт» выглядел очень изысканно. Капитан второго ранга Н. В. Саблин, сопровождавший царя в морских круизах, в своих мемуарах писал:
Элегантная простота достигалась за счет использования в отделке судна дерева ценных пород, тисненой кожи и кретона.
Использование
Когда царь с семьей отправлялся в длительное плаванье, «Штандарт» становился настоящим плавучим дворцом, где его владелец не только отдыхал, но и работал. Монарха сопровождал большой штат обслуживающего персонала (до 275 человек), лейб-медик, гофмаршал, министры, флигель-адъютанты, фрейлины и т. д. Также на борту находились балалаечники, духовой оркестр и взвод морской пехоты.

Николай II любил плавать на «Штандарте» по Черному морю в Одессу, Ялту, Севастополь, Батум, отправлялся отдыхать на нем на финские шхеры и в царскую резиденцию в Ливадии.
Находясь на судне, император каждое утро выходил на палубу, чтобы узнать погоду. Ему доставляло удовольствие приветствовать экипаж. Нередко царя в такие минуты сопровождал наследник престола цесаревич Алексей.
После приветствия монарх любил побеседовать с капитаном судна и проверить курс. По воспоминаниям графа М. Граббе, которому довелось путешествовать с царем:

Нередко Николай II использовал яхту для переговоров с высокопоставленными лицами. Он принимал на борту «Штандарта» сиамского короля Раму V, английских королей Георга V и Эдуарда VII, немецкого императора Вильгельма II, шведского короля Густава V, премьер-министра Франции Раймона Пуанкаре и т. д.
Последнюю поездку на яхте император совершил 14 июня 1914 г., отправившись с дипломатическим визитом в Румынию.
Судьба крейсера после отречения царя от престола
«Штандарт» оказался в гуще революционных событий 1917 г. Его экипаж принимал участие в Февральской и Октябрьской революциях. На борту крейсера размещался революционный орган моряков Балтийского флота Центробалт.
В марте 1918 г. яхта вместе с другими российскими кораблями участвовала в Ледовом походе, преодолев тяжелый переход из Гельсингфорса (Хельсинки) в Кронштадт. После этого в память о Парижской коммуне она была переименована в «18 марта» и поставлена в гавани Кронштадта.

В 1930-х гг. бывшую императорскую яхту снова переименовали. В этот раз она была названа «Марти» в честь французского революционера Андре Марти. За несколько лет до начала Великой Отечественной войны ее переоборудовали в минный заградитель.
После нападения Гитлера на СССР крейсер участвовал во многих военных операциях и считался одним из лучших кораблей Военно-Морского флота СССР. В октябре на его борту было эвакуировано в Кронштадт свыше 2 тыс. защитников советской базы на полуострове Ханко. Впоследствии заградитель часто использовали в огневой обороне сухопутных частей.
В 1948 г. корабль переименовали в «Оку». В конце 1950-х гг. его переделали в плавучую казарму, а через несколько лет стали использовать в качестве мишени при испытании ракетного оружия. В середине 1960-х величественный крейсер Николая II был списан и разобран на металлолом. На этом закончилась история одного из самых роскошных кораблей Российской империи.