Николай II был страстным поклонником автомобилей. К началу 1917 г. в гараже Его Императорского Величества насчитывалось более 50 транспортных средств — о таком количестве «моторов» другие европейские монархи могли только мечтать.
Более 50 машин в Имераторском автопарке
Автопарк царя был не только одним из самых больших в мире, но и самым роскошным. Он состоял из новинок техники начала прошлого века и поражал воображение современников.
Хоть Николая II принято считать первым (и, к сожалению, последним) русским царем-автомобилистом, обладать первой машиной при монаршем дворе посчастливилось не ему, а его матери Марии Федоровне.
Вдовствующая императрица получила в 1901 г. в подарок от своей сестры Александры (супруги короля Великобритании Эдуарда VII) фаэтон американской фирмы Columbia. Примечательно, что эта модель работала на электрическом аккумуляторе, т. е. была самым настоящим электромобилем.
У Николая Второго первая машина появилась несколькими годами позднее. Любовью к автомобилям царя «заразил» его флигель-адъютант князь В. Н. Орлов, который ездил на машине французской марки Delaunay Belleville (Делоне-Бельвиль). Однажды Орлов предложил царю прокатиться вместе с ним. Николай II оценил преимущества «самоходной тележки» перед каретой и начал пользоваться услугами князя, когда ему нужно было куда-нибудь поехать.
Летом 1905 г. у императора еще не было собственной машины, но практически все его родные и знакомые уже пересели на автотранспорт. Об этом можно судить, ознакомившись с записями в императорском дневнике. В июне 1905 г. царь написал:
Спустя месяц в дневнике Николая II появилась следующая запись:
Когда поездки с флигель-адъютантом стали регулярными, министр Императорского двора Владимир Фредерикс посоветовал государю задуматься о приобретении собственного авто. Осенью 1905 г. Николай II дал Орлову задание купить для него «две или три машины». Князь не стал долго думать и заказал такой же «мотор», как у него. Так русского монарха появился роскошный шестицилиндровый фаэтон с откидным верхом Delaunay Belleville.
Железная лошадка обошлась государственной казне в 13,4 тыс. руб. Для жителей Российской империи это была баснословная сумма, ведь рабочие на заводах Санкт-Петербурга зарабатывали от 20 до 120 руб. в зависимости от квалификации, а капитан армии получал 105 руб.
Столько нужно было бы проработать самому высокооплачиваемому рабочему Петербурга, чтобы купить автомобиль как у Николая Второго
Вслед за Delaunay Belleville у императора появилось несколько быстроходных лимузинов немецкой марки Mercedes. Они были приобретены для дальних поездок и обслуживания царской свиты.
Расширение императорского гаража
Автопарк Николая II ежегодно пополнялся новыми автомобилями. В 1910 г. он насчитывал 22 транспортных средства, включая 5 лимузинов Delaunay Belleville, 6 автомобилей Mercedes, по одной машине Daimler, Panhard-Levassor, Serex, Turcat-Mery, Lessner, Руссо-Балт.
До 1917 г. императорский гараж увеличился более чем в 2 раза. Весь транспорт в нем делился на 4 категории:
- Машины, предназначенные для царской семьи.
- Автомобили для приближенных императора.
- Транспортные средства для дворцовой охраны.
- Авто для хозяйственных нужд (автобусы, грузовики, полевая кухня, тягачи).
Николай II предпочитал роскошные машины. Из огромного числа «моторов», представленных в его гаражах, он ездил на пяти – трех Delaunay Belleville и двух Mercedes. Самостоятельно государь ими не управлял. Его личным шофером долгое время был князь Орлов.
В книге историка И. Зимина «Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции» есть упоминание, что первые гаражи Его Величества были построены в 1907 г. в Царском Селе. Вскоре они стали появляться во всех резиденциях Николая II, где он проводил много времени: в Гатчине, Ливадии и Петергофе.
Обслуживанием разросшегося царского автопарка занималось 80 шоферов, которые не только водили машины, но и чинили их. На расходы, связанные с содержанием машин, ежегодно тратилось из казны 126 тыс. рублей, что по нынешним меркам эквивалентно сумме почти в 1 млн долларов.
В 2 часа отправился со всеми детьми на снеговых моторах Кегресса к Пулкову; проезжали по разным оврагам, спустились с горы, ехали прямо полями и болотами вдоль Гатчинского шоссе и вернулись через Баболово. Нигде не застряли, несмотря на глубокий снег, и вернулись домой в 4 часа очень довольные необычной прогулкой
Из дневника Императора.
Любимец Николая II
Из всех своих авто российский монарх особенно выделял шестицилиндровый лимузин с закрытым кузовом Delaunnay-Belleville 70 SMT. Аббревиатура SMT в названии расшифровывается как Sa Majeste le Tsar, т. е. «Его Величество Царь».
Роскошная французская машина появилась в императорском гараже в 1909 г. и обошлась государственной казне более чем в 22,1 тыс. руб. без учета пошлины. Это был самый дорогой автомобиль Его Императорского Величества. Для сравнения, лимузин отечественной марки Руссо-Балт обошелся царю почти в 3 раза дешевле – в 8,4 тыс. руб.
Модель Delaunnay-Belleville 70 SMT представляла собой одно из самых мощных и совершенных творений техники начала прошлого века. Она была оснащена двигателем мощностью 70 лошадиных сил и могла развивать скорость до 100 км/ч.
Государь требовал необычайно быстрой езды. Господь хранил Государя, но езда захватывала дух; шофёр его, француз Кегресс, ездил лихо, но умело
Из воспоминаний А. Вырубовой, фрейлины императрицы.
«Его Величество Царь» был оборудован сидениями с подогревом, электрическим освещением салона, шкафчиком для дорожных принадлежностей, оконными жалюзи и откидными ступеньками. Машина имела двойной пол и высокую стеклянную крышу, благодаря которой Николай II мог ехать в салоне стоя (его рост составлял примерно 170 см).
Император использовал Delaunnay-Belleville 70 SMT для особых случаев. На этой машине он приехал в мае 1910 г. на торжественное мероприятие, посвященное 200-летнему юбилею Гвардейского экипажа.
В следующем году «Его Величество Царь» доставил Николая II на заседание, приуроченное 200-летию Правительственного Сената, и в Михайловский манеж, где проводилась воздухоплавательная выставка. В 1913 г. автомобиль попал на снимки, сделанные во время празднования 300-летия Дома Романовых.
Машиной государя управлял Кегресс, ездивший с необыкновенной быстротой. На мои замечания относительно такой быстрой езды Кегресс всегда возражал, что государь это любит
Из мемуаров дворцового коменданта генерала Воейкова
Серебряный призрак и Малышка Пежо
В 1914 г. в императорском гараже появились 2 красавца Rolls-Royce Silver Ghost («Серебряный призрак»). Они были сделаны по спецзаказу.
Роллс-Ройсы с двигателем мощностью 50 л. с. развивали максимальную скорость 117 км/ч. Их кузова были оснащены мягкими сидениями, пепельницами, вазами для цветов, несессерами и телефонами. Пользовалась «Серебряными призраками» царская семья.
В 1914 г. 10-летний наследник престола цесаревич Алексей получил в подарок от своего августейшего отца компактный двухместный родстер Peugeot Bebe. Миниатюрный автомобиль выглядел словно игрушечный, но при этом имел четырехцилиндровый двигатель мощностью 10 л. с. и мог разгоняться до 50 км/ч.
Цесаревич быстро научился управлять машиной, но ездить ему разрешали только по парковым аллеям на территории дворца.
Судьба императорских автомобилей
После Октябрьской революции машины из автопарка Николая II были распределены между большевистскими вождями. Один из императорских Роллс-Ройсов достался Троцкому.
Ленин получил в личное распоряжение любимца Николая II Delaunnay-Belleville 70 SMT, но вскоре отказался от него, поскольку посчитал его слишком роскошным. Вместо Делоне-Бельвиля вождь стал ездить на втором царском Роллс-Ройсе.
Иногда «Его Величеством Царем» пользовались Каменев и Троцкий, но чаще всего роскошный лимузин простаивал в гараже. В 1928 г. его продали, признав непригодным к эксплуатации из-за сложного управления и большого расхода горючего.